четверг, 2 июня 2011 г.

"Неделя науки" в Генуе


Я собираюсь разразиться не очень коротким рассказом еще об одном моем итальянском впечатлении, которое до поры до времени ждало своего часа. Были сомнения, интересно ли это моим коллегам и широкой публике, не замучила ли я уже читателя своими восторгами об итальянской жизни. Теперь думаю, что тема может вызвать интерес, потому что относится, во-первых, к вопросу популяризации научных знаний, а во-вторых, к группе ENEL, с которой уже успели поработать некоторые мои коллеги и наверняка еще поработают и другие. В Свердловской области у ENEL долгосрочные проекты на Рефтинской и Среднеуральской ГРЭС.
Вернемся в Геную, конец октября 2010 года. В городе объявлена «Неделя науки». И вот, гуляя по набережной, я увидела такую брезентовую палатку:


Зашла из любопытства. Палатка оказалась напичкана всякой компьютерной техникой, рассказывающей о группе ENEL и ее проектах. Не в скучно-академичной манере, а совсем наоборот, в игровой форме! Очень меня привлекает сама идея излагать непростые концепции просто и наглядно, так что доступно даже ребенку-первокласснику. Один очень уважаемый профессор физики (в мои студенческие годы) говорил примерно так: если человек действительно понимает тему, то сможет рассказать об этом настолько просто, что донесет идею и до пятилетнего ребенка. А если сам не очень разбирается – вот тогда идут в ход малопонятные термины и запутанные фразы. Однако пора перейти к конкретике.
Прямо у входа (скажу честно, не помню, что эта модель изображает!):


Слева от входа ‑ вот такая площадка, размеченная в виде «квартиры», в которой установлены всякие электробытовые приборы, от плиты до стиральной машины, утюга и проч. Дети ходят по «квартире» и отвечают на вопрос, сколько минут в день они пользуются тем или иным прибором. В конце все это анализируется и компьютер выдает цифру: сколько СО2 образовалось в результате всей этой деятельности. И совет, как можно эту цифру сократить.


Другой «аттракцион»: вот такой дисплей в форме буквы «Г» предлагает зрителю построить гидроэлектростанцию. В нижней части перечислены ее компоненты. Надо выбрать первый компонент, просто прикоснувшись к нему. Неправильный ответ – «недовольный» смайлик, правильный – компонент появляется на верхней части дисплея и в рамочке выводится объяснение, какую функцию он будет выполнять. Таким образом, постепенно посетитель сам построит гидроэлектростанцию и, надо думать, запомнит что-нибудь о том, как она работает.


В этой же части павильона еще был небольшой «конференц-зал», где детям что-то рассказывали:



В другой половине зала на стене была вот такая карта мира:



Руками можно было прокрутить ее, дотронуться до любой страны и прочитать в рамке информацию о том, сколько ENEL уже построила там электростанций. Я хотела найти Россию, но один мальчик все никак не отходил от карты, до того ему нравилось ее крутить…
Еще можно было поотвечать на вопросы викторины:


При правильном ответе в рамке выводились более подробные пояснения (approfondimento):


А вот на этом стенде можно было что-то послушать, может быть, просто музыку… энергичную.


Вот и все... конец экскурсии.

2 комментария:

  1. Очень интересно! В том же ключе организованы парки Ля Виллетт и естествознания в Париже. Все аттракционы завязаны на экономии ресурсов и сохранении природы.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне эта идея очень близка, с удовольствием бы посмотрела другие экспозиции в таком стиле. В Генуе еще есть "Музей науки", но туда не пускают взрослых, только детей. Племяннице в свое время чрезвычайно понравилось.

    ОтветитьУдалить