воскресенье, 15 мая 2011 г.

пара мыслей о школьном образовании


Сейчас активно обсуждаются проблемы школьного образования. Лично для меня это не очень актуально, детей-школьников у меня нет, но захотелось и мне свое мнение высказать. Моя позиция напрямую связана с собственным переводческим опытом. Время от времени, не так уж и редко, встречаются мне люди, которые очень коряво выражают свои мысли на родном языке. В официальных статьях, присылаемых на перевод, зачастую язык абсолютно «суконный». Повторяются одни и те же замусоленные штампы, фразы построены с нарушением правил русского языка и т.п. Отсюда:
«Мысль номер один»: в школе необходимо учить детей грамотно выражать свои мысли, хорошо говорить и выступать перед публикой, просто общаться. Вместо того, чтобы заучивать учебник, почему не поощрять детей (с самых младших классов) формулировать свою точку зрения на самые разные темы. Дискутировать, спорить, публично говорить. Приучать детей адекватно воспринимать точки зрения других людей, правильно строить дискуссию. По интернет-форумам нетрудно заметить, как «замечательно» наши люди общаются. Почему бы, например, не выбрать тему и не потратить урок на то, чтобы эту тему обсудить. Можно дать на дом задание подготовиться. По моим наблюдениям, у итальянцев коммуникативные навыки гораздо лучше развиты. Можете мне не поверить, но бывает, что итальянцев мне легче понять, чем некоторых соотечественников, которые хоть и по-русски говорят, но как-то невнятно, неряшливо... не поймешь, что, собственно, они сказать хотели. В этом же пункте добавлю: нужен какой-то спецпредмет, в который должны входить такие темы как «деловое письмо», «составление резюме», «деловая этика» и т.п.
«Мысль номер два»: необходимо привить детям полезные спортивные навыки. Научить кататься на коньках, ездить на велосипеде, плавать, нырять, играть в волейбол. Не ради сдачи нормативов, а просто для здоровья и удовольствия. Например, мои родители как-то не уделяли этому должного внимания, и теперь я не владею ни велосипедом, ни коньками. А в жизни, считаю, мне бы это пригодилось. Учиться всему этому во взрослом возрасте будет гораздо труднее.
Программу «серьезных» предметов (математика, физика, химия, биология, география) необходимо кардинально пересмотреть. Оставить основные практические знания. Остальное безжалостно выбросить. Сколько времени мы в школе потратили, к примеру, на «ковалентные связи». И скольким из учеников это в дальнейшем понадобилось в жизни? Насколько я знаю, только одной моей однокласснице, которая поступила на профильный факультет. Вспоминаю аргументацию наших учителей: «Учите, на экзаменах спросят!» То есть, учили мы все это ради хорошей оценки на экзамене. Вот все то, что только «ради оценки на экзамене», а в жизни не пригодится, и надо исключить из программы. Основной критерий: понадобится ли это обычному человеку в дальнейшей жизни или нет.
«Иностранные языки» не буду обсуждать – это предмет в наше время необходимый, хотя бы для поездок в отпуск за границу.
«Историю» тоже надо знать, это наша общая культура.
Конечно, все вышеизложенное – это только мое личное мнение, и то лишь в виде отдельных замечаний. Все же, по-моему, самый большой пробел у нас именно в коммуникативных навыках.

2 комментария:

  1. Согласна почти на 100%. Я бы даже поставила в приоритет физкультуру и даже не совсем ее, а здоровый образ жизни. Дети, да и взрослые, слишком много времени проводят в сидячем положении. В машине, дома перед экраном компьютера, в кафе, и слишклм мало - на воздухе, а если и выбираются, то основная масса опять же сидит перед столом с шашлыками.
    Мы стараемся с детьми как можно больше времени проводить на воздухе, летом проводим отпуск в горах, катаемся на роликах. И начали это делать не от хорошей жизни - у младшего ребенка хроническое заболевание, а старший просто часто болеет. И я уже вижу результаты.

    Коммуникативные навыки - да, это очень важно. Я уже 10 лет занимаюсь переводами, и с коммуникацией до сих пор проблемы...

    ОтветитьУдалить
  2. Да,да, именно здоровый образ жизни, а не спортивные рекорды. Альтернатива компьютерным играм - спортивные развлечения, ведь это не только полезно, но и приносит много радости. Мы в свое время и в классики, и в "резиночки", и в "вышибалы" играли во дворе, и то, я считаю, недостаточно было.
    "Коммуникативные навыки" тоже из самых важных в жизни. Вот такие два приоритета я бы обозначила. Ну и практические навыки тоже, готовить-шить-гвозди забивать, невредно было бы добавить. Не всех дома научили хотя бы пришить пуговицу.

    ОтветитьУдалить